Institutionis doctrinae (Философские учения)
СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – «ощущение, чувство, восприятие, образ, настроение, понятие, мысль») – философское учение или жизненная позиция, которые основаны на представлении, что корень всех духовных явлений лежит в особенностях чувственного восприятия мира. Сенсуализму противостоит теория рационализма.
Во времена античности сенсуалистические идеи пропагандировали эпикурейцы и «киренаики». Разработка теории сенсуализма велась философом Джоном Локком в XVII в. Локк является автором классической формулы: «В интеллекте нет ничего, что ранее не присутствовало бы в чувстве».
СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia – «суждение, мысль, мнение, воля») – краткое изречение нравоучительного характера. Что касается искусства, то здесь сентенции можно найти на архитектурных и скульптурных памятниках. В исламском искусстве понятие сентенции имеет синоним – «аят» (араб. a'jat — «знамение, знак, чудо»).
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. – «чуткость, чувствительность, чувство, ощущение»; лат. sensus – «ощущение, чувство» - ориентация мышления на раскрытие и усиление эмоциональной стороны жизни. В изобразительном искусстве сентиментализм не выделяется в отдельное художественное направление или стиль.
Первые сентиментальные тенденции появляются во французских стилях первой половины XVIII в. – Регентстве и Рококо. Форму конкретно-исторического течения в искусстве Западной Европы сентиментализм принимает под влиянием философов-просветителей с середины и до конца XVIII в.
В своих работах французские просветители пытались обратить развращённого парижанина эпохи Регентства к культу естественности и сельской жизни, и даже возбудить в нём желание подражать «неиспорченной душе» восточного человека (Ш.-Л. Монтескье «Персидские письма (1721), Д. Дидро «Нескромные сокровища» (1748)). Однако призывы Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др. проникнуться простотой и ясностью чувств «естественного человека» обернулись совершенно противоположными тенденциями в искусстве – жеманной чувствительностью и экзальтацией.
На самом деле тот сентиментализм, которым были проникнуты литературные произведения «эпохи маркиз» (содержащие сладострастные описания блаженств Востока) просто перешёл в эпоху Просвещения. Поэтому несмотря на смену идеологических деклараций, по сути ничего не поменялось.
Картина Ф. Буше "Портрет маркизы де Помпадур".
|
Ф. Буше. Картина "Отдыхающая женщина ( Одалиска )".
|
Картина "Мальчик" Ж.-Б. Грёза.
|