Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Fabulosusa et religiosusa symbolumi (Религиозные и мифологические символы)

Босх Иероним.Фрагмент картины СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА – роды художественной деятельности, считавшиеся в античности высшими. Их противоположностью выступали низшие роды – «механические», или сервильные (лат. servus – «раб»), которые были связаны с применением физического труда и выполнялись рабами.

В аллегорической форме грамматику изображали с розгами в руках, которыми она наказывает нерадивых учеников (ученики сидят у её ног с книгами). Риторика держит в руках книгу или свиток, Арифметика – дощечку или счётную доску (абак), Геометрия – циркуль, угольник и земную сферу, Музыка – какой-либо из музыкальных инструментов, Астрономия – небесную сферу. В руках у Логики – змея, скорпион или ящерица, а кроме того – весы для взвешивания истины и лжи. На некоторых изображениях находим Логику, скрывающуюся под покрывалом – что указывало на тайнознание. Предводительницей искусств греки чаще всего представляли Афину Палладу, римляне – Минерву. Афина изображалась со змеёй и совой, которые символизировали мудрость.

Эпохи проторенессанса и Итальянского Возрождения принесли новую символическую интерпретацию свободных искусств, которые стали обозначаться фигурами крупных учёных древности. Логику представлял Аристотель, Геометрию – Эвклид, Арифметику – Пифагор (он же иногда олицетворял и Музыку), Музыку – св. Цецилия, считающаяся покровительницей данного вида искусства, Риторику – Цицерон, Астрономию – Птолемей, Грамматику – Присциан (служил грамматиком при константинопольском дворе в начале VI в.) или Донат (грамматик, написавший в IV в. трактат «Искусство грамматики»).

Рафаэль в своей прославленной ватиканской фреске прибег к традиционным аллегориям. В эпоху Ренессанса к таким аллегориям добавились фигуры Живописи и Архитектуры с циркулем и угольником (выбор предметов объясняется связью архитектуры с геометрией и арифметикой).

Для внесения живописи в список свободных искусств необходимо было специальное обоснование: ведь занятия ею сопряжены с механическими действиями, коими характеризуются искусства низшие. В качестве обоснования предлагалось рассматривать этап идейного осмысления, который предшествует физическому воплощению. Таким образом, согласно Л.Б. Альберти, живописец предстаёт совершенно свободным творцом.

Фрагмент картины Иеронима Босха СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ – согласно христианскому учению, семь наиболее страшных грехов, совершая которые человек обрекает свою душу на загробные мучения в аду. Противопоставляются десяти заповедям блаженства, данных Иисусом Христом. Все смертные грехи появились в результате первородного греха, и самый главный из них – гордыня.

Названия семи смертных грехов находим в трудах Отцов Церкви, к примеру у св. Иеронима (347-420). Перечисляются они и в более поздних католических катехизисах. К ним относятся: гордость, чревоугодие, сладострастие, скупость, гнев, зависть и лень. В некоторых источников к ним присовокупляют и другие: уныние (неверие в спасение), воровство, клевета, кощунство, расточительность.

Символы, аллегории, атрибуты и эмблемы, которые используются для изображения названных моральных категорий, берут своё начало в античной мифологии и классическом искусстве. К примеру, зависть в аллегорической интерпретации связывается с фигурой из древнегреческой мифологии – Зелосом (греч. Zelos — «Зависть, ревность»), отцом которого был гигант Паллант, а матерью – океанида Стикс (в мифах позднейших периодов превращается в лицо женского пола).


Иероним Босх. Фрагмент картины
Иероним Босх.
Фрагмент картины
"Семь смертных грехов".

Иероним Босх. Картина
Иероним Босх.
Картина "Семь
смертных грехов и
четыре последние вещи".

Семь свободных искусств
Семь свободных искусств.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.