Русский классицизм в декоративно-прикладном искусстве, зарубежные мотивы в архитектуре
В декоративно-прикладном искусстве также наблюдаются веяния романтизма. Так, скульптор С. С. Пименов, работая по созданию так называемого «Гурьевского» фарфорового сервиза, создает фигуры водоноски и разносчика фруктов, которых одевает в национальные одежды. Позже, в 1817 году, этот набор делает Императорский фарфоровый завод, расположенный в Петербурге. Разные декоративные вазы делались архитекторами из Петербурга: Дж. Кваренги, А. Н. Воронихиным, А. И. Мельниковым, К. И. Росси. В качестве материала они использовали уральские камни. К 1774 году Екатеринбург имеет уже свою гранильную фабрику, а к 1786 году такие имеются уже на Алтае и в Колывани. Русские фабрики изготавливают сосуды античных форм. Это и килики, амфоры, и кратеры. В России придумывают новый способ их декорирования. Для этого яшму, малахит и другие драгоценные камни нарезали тонкими слоями и обклеивали ими вазы.
Те же методы мастера реализовывали и при изготовлении мебели. Русский классицизм в этом плане отличался тем, что имел несколько течений, отличающихся своими мотивами. Одни использовали турецкие традиции, другие — египетские и мавританские. В 1784 году Россия знакомится с новым мастером из Шотландии. Им был У. Гесте. Он восстанавливает Бахчисарайский дворец, а потом создает ряд видов Крыма. Не остается без внимания Гесте и Царское село. Там он делает Адмиралтейство в готическом стиле. В том же селе трудился А. Монигетти, создавая там «Турецкую баню». Граф А. С. Строганов поспособствовал, чтобы Петербург имел фабрику по созданию бронзовых изделий, с которой потом сотрудничали многие архитекторы.
Русские классицисты увлекаются творчеством древних египтян. Это позволило им сделать свои произведения еще более романтичными. В целом, они не отходили от традиций своих предков. Ведь русские мастера испокон веков старались совместить в своем творчестве особенности сразу нескольких периодов и народов. Поэтому хоть русские представители Классицизма были и несколько провинциальными, они создали такие произведения, которыми не богата ни одна другая страна.
Скульптура Водоноска С. С. Пименова
|
С. С. Пименов. Геркулес и Антей
|
Морейская колонна. 1771 г. Архитектор А. Ринальди
|