Technica Series (Сериальная техника)
СЕРИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА, СЕРИАЛЬНОСТЬ – это инструмент для реализации художественной темы или сюжета, подразумевающий создание цепочки композиций. Потребность в применении сериальной техники – это, во-первых, проявление таких свойств композиционного мышления, как вариантность, экспрессивность и динамичность, во-вторых, следствие ограниченности выразительных средств.
Нередко случается, что применение сериальности художником связано с его настойчивыми поисками в одном направлении. Или же, напротив, - с ограниченностью выбранного художественного течения, направления, стиля или творческого метода. Не следует путать сериальность и возвращение художника к определённой теме, т.к. в последнем случае речь идёт об открытии новой трактовки, а не о создании вариаций.
Случается также, что серии создаются искусственно, а их основополагающий признак выбирается произвольно. По такому принципу организовываются, к примеру, экспозиции временных музейных выставок.
В области искусства монументальных росписей, витражей и мозаик серии композиций обозначаются словом «цикл». Это связано с тем обстоятельством, что их размер, последовательность, связность и расположение в них элементов обуславливаются не внутренними факторами, а внешними – самой архитектурой здания. Искусство авангарда исказило понятие сериальности формалистским подходом. В массовой культуре оно приобрело черты карикатурности.
В культуре модернизма своя трактовка термина «серийная техника». Так, композитору А. Шёнбергу (1874-1951) принадлежит изобретение серии из двенадцати различных звуков, которая использовалась им для замещения звука определённой тональности. Авторскую концепцию серийности находим и в книге Дж. У. Данна «Эксперимент со временем» (1920). В другой своей работе «Серийное мироздание» философ приводит пример серийности, который можно назвать «художник и картина».
У художника возникла идея изобразить окружающий мир. В результате у него получился панорамный пейзаж, однако его пространственную целостность нарушало отсутствие в нём фигуры самого художника. Тогда автор дорисовал самого себя в процессе написания этой картины. Но тут же возникла ещё одна проблема: в картине не было изображения художника, изображающего художника, который пишет данную картину. Выходило, что эту работу нужно дорисовывать до бесконечности.
Идеи такого плана нашли частое применение как в литературе Модерна, так и в его кинематографе. Общее их название – «текст в тексте». В сюжет романа или фильма включаются не только вымышленные события, но и процесс создания книги или съемки киноленты. Такой приём служит усложнению общепринятых представлений о реальности.
Нельзя не согласиться, что пример с «художником и картиной» остроумен. Тем не менее, в изобразительном искусстве для подобных концепций нет места. Это объясняется тем, что художник не привносит свою точку зрения внутрь изобразительного пространства, а наоборот – выносит за его пределы.
Сериальную технику необходимо отличать и от мультипликации – техники, применяемой в киноискусстве, - а также от тиражирования – простого снятия копий, как это бывает при отливке бронзовых или гипсовых скульптур. Другим смыслом наделяется тиражирование в печатной графике.
|
Фрагмент картины Питера Брейгеля "Семь смертных грехов".
|
|