Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Керамика


КерамикаВзято из греческого keramos, что означает "глина". Керамика - изделия, изготовленные методом спекания глиняных смесей и минеральных добавок. Благодаря термической обработке готовая керамика становится огнеупорной, химически устойчивой ко многим веществам и приобретает еще ряд полезных свойств. Все это позволяет использовать керамику в наиболее широком применении в различных сферах народного хозяйства. Учитывая всевозможные свойства керамики - физические, химические, механические, эстетические, ей нет равных. Керамика востребована в быту (вазы, посуда, керамические фигурки, картины), искусстве, строительстве.

Технология обжига глиняных изделий с целью придания им прочности, огнеупорности и водостойкости была достаточно распространена в неолите (5 000 лет до н.э.). В истории керамики важное место занимает древняя керамика Греции, оказавшая влияние на керамику многих стран мира. Особенно была популярной разнообразная (около 20 видов) идеальной формы посуда. Праздничная посуда была украшена изящной и немногоцветной росписью сюжетов, посвященных мифологическим и бытовым темам. На вазах применялась красно- и чернофигурная роспись. Римляне и этруски преуспели в развитии производства керамических погребальных сосудов, популярных среди многих народов, сторонников ритуала огненного погребения. Производство керамики в Византии повторяло традиции керамики Рима, хотя и было подвержено веяниям Востока (особенно это касается декорирования внешнего вида изделий и архитектуры). В Древней Руси с 10 века на гончарном круге посуду различных видов. Были сосуды, покрытые глазурью. В Псковской земле встречаются глазурованные надгробия, изготовленные из керамики. Для украшения фасадов и внутренних помещений терракотовые и глазурованные рельефные плитки.

Виды керамики

Фарфоровое блюдоГончарные изделия подразделяются на две группы: глазурованные и неглазурованные (гончарная керамика, терракота - древние виды керамики). Терракота в переводе с итальянского означает "обожженная земля" и представляет собой обожженную глину, не политую глазурью. Раньше из терракоты изготавливали скульптуры, рельефы, бусы. В наши дни данный вид керамики почти не применяется.

Гончарная керамика нуждается в обработке. Для обеспечения ее водонепроницаемости гончарную керамику заглаживают перед обжигом гладким инструментом, пока не появится блеск, чтобы поверхность изделия уплотнилась. "Морение" подразумевает длительную выдержку глиняных изделий в медленно остывающей печи. Наиболее древний способ обработки - "запарка": готовое изделие вынимают из печи и погружают в мучной раствор. На поверхности сосуда образуются подпалины красивого оттенка, а посуда приобретает свойство водонепроницаемости. Современная гончарная керамика очень распространена. Она используется для производства горшков, чашек, кувшинов, предметов быта. Ценятся такие сосуды не меньше, чем стеклянные и фарфоровые.

К виду глазурованной керамики относится поливная керамика, то есть, покрытая слоем эмали и вторично обожженная. Благодаря глазури изделия приобретают водонепроницаемость и их можно декорировать: матовые, бархатистые рисунки чередуется с лоскутками блестящей глазури. Глазурь украшает роспись ангобами - окраску разноцветной жидкой глиной. Ангобирование относится к древнему виду обработки глиняных поверхностей, но в наше время оно также широко распространено.

Майолика - ближайшая родственница гончарной керамики. Слово "майолика" взято от названия острова Мальорка в Средиземноморье, где возник данный вид керамики. К майолике относятся изделия из гончарного вида глины, покрытой цветной эмалью.

Фаянс

ТерракотаОснова данного материала - белая глина. Фаянсовая чаша отличается от майоликовой белыми выступами керамики на донышке (у гончарной чаши выступы темного цвета). Отличия фаянса от майолики роднят его с фарфором, но у фаянса белизна или прозрачность отсутствует. Фаянсовый черепок имеет пористость, и он не такой прочный, как фарфор. Фаянсовые изделия отличаются толстыми, непрозрачными стенками сосудов обтекаемых форм. Изделие имеет красивый вид, когда сквозь глазурь лилового или зеленого оттенка просматривается кремовая основа. Фаянсовое производство России поднялось на высокий уровень в 18 веке. Гжельские народные мастера и других центров керамического производства занимают ведущую позицию в истории декоративного искусства.

Родина Фарфора - Китай. Высокая прочность, абсолютная белизна изделия, богатая палитра красок, химическая устойчивость - набор качеств, благодаря которым фарфор значительно превосходит керамику европейского производства. Для производства фарфора требуется высокая температура - около 1400 градусов и сложная смесь компонентов, в составе которой имеются песок, каолин, полевой шпат, различные вспомогательные добавки. Фарфор отличается высокой стоимостью, и европейские мастера керамики долго пытались разгадать особенность производства китайской керамики. Но все попытки оставались тщетными. Но вот, в 1709 году в Мейсене изобрели полупрозрачный и плотный материал, как выяснилось, из чистого фарфора.

К концу 18 века секреты производства фарфора были известны всему европейскому континенту. В России фарфор изобрел ученый-химик Д.И. Виноградов. В ходе поиска формулы изготовления фарфора многие страны разработали свой способ ее производства, таким образом, возникло множество видов керамики. В Германии фарфоровая керамика имела вид красной огнеупорной массы, во Франции - фарфор мягкой консистенции, фриттовый в Англии - каменная масса под названием "веджвудский фарфор", от имени его изобретателя и хозяина завода Д. Веджвуда.

Следующий вид керамики - шамот. Это осколки керамики, замешанные на глине. В составе шамота грубые частицы, глазурь на стенках изделий из него растекается, будучи не в состоянии покрыть поверхность полностью, и эта особенность делает шамот оригинальным и по-своему привлекательным. Шамот высоко ценится мастерами, которые внедрили его в сферу декоративного прикладного искусства.

Кузнецовский фаянс
Кузнецовский фаянс.

Вазы из шамота
Вазы из шамота.

Блюдо из майолики
Блюдо из майолики.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.