Меризи да Караваджо  
Главная > Гостевая > Словарь


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Техника живописи


(от греч. technike – умелая, искусная)

Флоксы в саду (З. Ведешина, масло) Набор приёмов в арсенале у художника, от уровня владения которыми зависит полнота раскрытия творческого замысла посредством красок, а также характеристика готового результата в виде картины. Кроме того, техника живописи представляет собой предмет научного исследования, а обобщение полученных данных служит ориентиром для рационального использования изобразительных материалов (красок, связующих, грунтов, основы и т.д.) при создании художественного произведения. Изучение техники живописи художником даёт ему возможность увеличить срок существования своих произведений, максимально эффективно пользоваться изобразительными материалами. Как наука современная техника живописи имеет связи со многими другими науками. Важнейшие сведения она черпает из физики и химии, исходит из данных, полученных технологией красок и связующих, и т.д. В давние времена живопись также пользовалась достижениями современной ей науки, и если исходить из высочайшего уровня исполнения произведений, знания их авторов были действительно глубоки. Однако если речь идёт об очень древних произведениях – египетских, греческих, древнеиндийских, - то анализ техники их исполнения не всегда представляется возможным, и остаётся загадкой, какими знаниями пользовались древние мастера. Важнейшая роль в технике живописи принадлежит основе: именно от неё в большей степени зависит техника, стиль и прочность работы. Древнегреческие и древнеегипетские мастера в качестве основы чаще всего использовали дерево, так же поступали художники эпохи Средневековья и раннего Возрождения (в XIV веке было принято делать и основу, и раму из одного куска дерева). Другой вариант основы – холст – был известен уже мастерам античности, но получил распространение лишь в конце XV – начале XVI столетий (больше всего в Венеции и в Падуе). Среди произведений этого периода, выполненных на холсте, сохранилась в том числе и темперная живопись (Мантенья, Карпаччо). Следуя примеру мастеров Венеции немецкий художник Альбрехт Дюрер внедряет моду на холст у себя на родине. Со времени Тициана холст приобретает популярность во всех уголках Италии (преимущественно грубая его разновидность). Каждая основа требует специальной грунтовки. Последняя применяется для сглаживания, выравнивания поверхности основы с целью воспрепятствования проникновению в неё связующих веществ. Кроме того, тон грунтовки влияет на общий колорит картины.

Зеркало (Н. Клименко, гуашь)В средневековой и раннеренессансной живописи (до XVI столетия) преобладал грунт белого цвета, который выполнялся из мела и гипса с последующей шлифовкой. У этого вида грунта имеются несомненные достоинства: прочность, ровность поверхности, способность пропускать сильно отражающий свет через слой краски. Кроме того, появилась возможность расширить световую шкалу колорита благодаря светлому тону грунтовки. В XIII—XIV столетиях на белую грунтовку часто наносили слой гладкого или орнаментированного золота. Эта тенденция уходит к концу XIV века, и с этих пор золото применяется только при изображении нимбов и орнамента на одежде персонажей картин, а золотой золотой фон сменяется изображением пейзажа. Со временем грунтовка из гипса и мела отошла в прошлое, а груновать стали масляной краской. Изменился и цвет грунтовки: если раньше она была белой, то теперь стали всё чаще использоваться тёмная и красочная. Подобные перемены были обусловлены рядом причин: переходом с деревянной основы на холст, появлением некоторых новых проблем в живописи, а также ускорением темпа работы над картинами. Красочная грунтовка маслом становится ведущей в Италии конца XVI в., а позже и во всех европейских странах. Возвращаясь к изобразительным материалам, влияющим на технику живописи, нельзя не упомянуть и о связующих веществах. Последние служат для закрепления краски на грунте, связывании их между собой. Использование того или иного связующего вещества отражается на химической прочности техники, однако это влияние нельзя назвать абсолютным: в пастель практически не добавляются связующие, но на её прочности это не отражается (сохраняется длительное время), в то же время работы, выполненные масляными красками, напротив, подвержены серьёзным разрушениям с течением времени по причине происходящих в связующих веществах химических процессов. Что касается красочного материала, то для художника важно получить чистоту, оптическую насыщенность, блеск, гибкость, химическую прочность. Однако ни один красочный материал не даёт на выходе всех этих свойств одновременно, и в этом смысле любая техника живописи основывается на известном компромиссе. Существует два вида света в живописи, и выбирая ту или иную красочную технику, художник получает один из них. Есть свет, который отражается поверхностью, - ему присущ динамизм, но он лишён красочности. И есть внутренний свет, который проникает сквозь красочные слои и на поверхности горит образованным цветом. То есть, если цель художника заключается в красочной звучности произведения, он делает акцент на внутреннем свете, - при этом звучность тем больше, чем больше внутреннего света по сравнению с внешним.

Друзья (В.Н. Новикова, тушь) К основным техникам живописи относятся:

  • масло;
  • темпера;
  • акрил;
  • граттаж;
  • фреска, а секко (живопись по штукатурке);
  • живопись керамическими красками;
  • восковая живопись: восковая темпера, восковые краски на скипидаре (холодный способ), энкаустика;
  • клеевая живопись;
  • акварельная живопись (акварельная техника может рассматриваться и как живописная, и как графическая – в зависимости от того, какие приёмы используются);
  • живопись силикатными красками;
  • сухая кисть;
  • живопись керамическими красками;
  • смешанная техника;
  • гуашь (принадлежность гуаши к живописным техникам неоднозначна, т.к. в качестве основы для неё используется бумага, что характерно для графики; кроме того, на принадлежность гуаши к графическим техникам указывает также и её использование для выполнения монохромных работ);
  • пастель (относительно пастели можно заметить то же самое, что и относительно гуаши в предыдущем пункте);
  • тушь (тушь также можно отнести и к живописной, и к графической технике: в восточных странах каллиграфию, использующую тушь, принято относить к живописи, а китайская академическая живопись существует в рамках ахроматической гаммы (также в качестве краски используется в основном тушь)).

Оттепель (Э. Юрасова)
Оттепель.
Э. Юрасова.
Акварель.

Диалог (Р. Писковецкий, акрил)
Диалог. Р. Писковецкий.
Акрил.

В траве у дома (Л.Л. Скупова, темпера)
В траве у дома.
Л.Л. Скупова. Темпера.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.