Джованни Беллори
1 - 2 - 3
А в церкви Мадонна дель Пололо, внутри капеллы, где висит «Вознесение Мадонны», написанное Аннибале Карраччи, по бокам находятся две картины Караваджо: «Распятие св. Петра» и «Обращение Савла», в сюжете которого не разработано действие. Продолжая пользоваться благосклонностью маркиза Винченцо Джустиниани, он получил от него заказ на несколько картин: «Венчание терновым венцом»1 и «Св. Фома, влагающий перст в рану на боку у Господа», который сжимает руку Фомы, раздвинув на груди свой хитон. После этих поколенных фигур написал он «Амура-победителя», который правой рукой поднимает стрелу; книги, оружие и другие инструменты лежат у его ног как трофеи. Своей кистью Караваджо угождал и другим римским синьорам, и они соперничали друг с другом в желании обладать его картинами, и один из них, маркиз Аздрубале Маттеи, заказал ему «Взятие Христа под стражу» с поколенными фигурами: поцеловав учителя, Иуда положил руку ему на плечо; закованный в латы воин протягивает свою руку в железной перчатке к груди Господа, а тот стоит смиренно и покорно, скрестив перед собой руки; позади же него св. Иоанн бежит с воздетыми руками. Караваджо передал даже ржавчину на доспехах воина, голова которого закрыта шлемом, так что виден только его профиль, который освещен позади поднятым фонарем, и можно разглядеть головы еще двух вооруженных воинов2.
Для синьоров Массими написал «Се Человек»3, работа, попавшая позднее в Испанию, а для маркиза Патриции он сделал «Ужин в Эммаусе», где Христос благословляет хлеб, сидя между апостолами, один из которых, признав его, разводит руками, другой же, пораженный, вглядывается в него пристально, опершись руками о стол. А сзади хозяин с ермолкой на голове и старуха, подающая кушанье. Другой вариант, довольно сильно отличающийся от первого, он написал для кардинала Шипионе Боргезе; первая работа в более глубоких тонах, но обе похвально передают естественность цвета, хотя в них не хватает декора, ибо Микеле часто снижается до низменных и грубых форм4. Для того же кардинала [Шипионе Боргезе] он написал св. Иеронима, углубленного в писание и протянувшего руку с пером к чернильнице5, а также поясную фигуру Давида, держащего за волосы голову Голиафа, в которой Караваджо изобразил свой портрет. Давид, представленный в виде юноши с открытой головой и обнаженным левым плечом, сжимает рукоятку меча; в картине — резкие тени, которые он применял обычно, дабы придать силу своим фигурам и композициям6. Эта и другие работы Караваджо понравились кардиналу настолько, что тот представил его папе Павлу V; он написал папу сидящим в кресле, за что был его преосвященством щедро вознагражден7. А для кардинала Маффео Барберини, ставшего позднее папой Урбаном VIII, помимо его портрета8 написал он жертвоприношение Авраама, поднесшего нож к горлу сына Исаака, в то время как тот с криком падает9.
Однако занятия живописью не уняли буйного нрава, и, поработав кистью несколько часов в день, он появлялся в городе со шпагой на боку, не раз пуская ее в ход, доказывая, что он способен не только рисовать. Как-то за игрой в мяч поссорился он с одним молодым приятелем: дрались они сначала ракетками, потом схватились за оружие; получив и сам ранение, Караваджо юношу убил. Пришлось ему бежать из Рима без гроша в кармане, и, преследуемый по пятам, он нашел прибежище в Цагароло у герцога Марцио Колонна, где написал картину «Христос на пути Б Эммаус» с двумя апостолами по бокам и поясную фигуру Магдалины. После чего отправился в Неаполь, где нашел быстро работу, ибо в городе этом его уже знали.
Для церкви Сан Доменико Маджоре в капелле синьоров Франко ему было заказано «Бичевание Христа»10 у колонны, а для церкви Санта Анна деи Ломбарди — «Воскресение Христово»11. Его «Отречение св. Петра» для ризницы церкви Сан Мартино в Неаполе считалось одной из лучших работ Караваджо. Там изображена служанка, указывающая пальцем на Петра, тот же, воздев руки, отворачивается, отрекаясь от Христа; написано это при ночном освещении; на картине видны фигуры других людей, греющихся у огня12. В том же городе для церкви Мизерикордиа он написал на картине шириной около десяти пядей «Семь Дел Милосердия». Там изображена голова старца, высовывающаяся сквозь тюремную решетку и приникшая к обнаженной груди стоящей рядом с ним женщины, которая кормит его своим молоком. Среди прочего бросаются в глаза ноги покойника, которого несут хоронить; свет от факела в руке человека, несущего мертвое тело, падает на священника в белом стихаре, освещает краски и придает оживление всей композиции13. Караваджо очень стремился получить Мальтийский крест. Этой чести обычно удостаивались выдающиеся люди за их заслуги и доблести, поэтому он решил отправиться на остров Мальту, где по прибытии был представлен великому магистру Виньякуру, французскому дворянину. Он написал его во весь рост в боевом облачении, а также сидящим без доспехов, в одеянии великого магистра; первый из этих портретов хранится в арсенале острова Мальты. Названный дворянин вознаградил его за это крестом :и заказал ему для собора Сан Джованни «Усекновение главы Иоанна Крестителя»; на картине этой св. Иоанн распростерт на земле, а палач, который не убил его мечом с первого удара, схватив за волосы, выхватывает из ножен меч, намереваясь отрубить голову. За происходящим внимательно следит Иродиада, старуху, стоящую рядом с ней, это зрелище ужасает, а тюремный страж в турецкой одежде в назидание указывает пальцем на жестокую казнь. В творение это Караваджо вложил всю мощь своей кисти и работал с таким неистовством, что кое-где остался загрунтованный холст14. В дополнение к кресту наш великий магистр оказал ему еще другие почести: украсил грудь богатой золотой цепью, подарил двух рабов и выказал другие знаки уважения и удовлетворения его работой. В том же соборе Сан Джованни, в капелле итальянской нации, написал он над двумя дверьми две поясные фигуры: Магдалины и пишущего св. Иеронима. Написал он еще раз св. Иеронима, который размышляет о смерти, глядя на лежащий перед ним череп; эта картина по сей день хранится во дворце15. Караваджо, удостоенный за свою живопись крестом и почестями, чувствовал себя на Мальте счастливейшим человеком, жил в почете и благоденствовал. Однако из-за буйного своего нрава он внезапно лишился и благополучия и благосклонности великого магистра, ибо вступил в дерзкий спор с одним благороднейшим кавалером и был посажен в темницу, где немало натерпелся. Дабы возвратить себе свободу, он, подвергаясь величайшей опасности, бежал ночью из тюрьмы и добрался, никем не узнанный, до Сицилии столь быстро, что догнать его не было возможности16. По прибытии в Сиракузы он написал образ для церкви св. Лючии, находящейся за стенами города, ближе к морю. Он изобразил святую усопшей, с благословляющим ее епископом и двумя могильщиками, роющими ей могилу17. Затем он переехал в Мессину, там написал для церкви капуцинов «Рождество Христово», где на первом плане изобразил в ветхом полуразрушенном сарае св. Деву с младенцем, а св. Иосиф стоит, опершись о посох, возле пастухов, пришедших поклониться младенцу18. Для тех же капуцинов выполнил он пишущего св. Иеронима, а в капелле синьоров Ладзари в церкви Монахов-Санитаров написал «Воскрешение Лазаря», который, выйдя из гробницы, прислушивается к голосу призывающего его Христа и простирает к нему руки. А рядом с рыдающей Марфой и пораженной Магдалиной кто-то зажимает нос, чтобы не чувствовать запаха тлена. Картина эта большого размера, позади фигур изображена пещера, причем ярче всего освещены нагой Лазарь и люди, его ведущие, и картина высоко ценилась за столь сильное подражание натуре19.
1 «Венчание терновым венцом». Сохранилась в копии (Вена, Музей истории искус ства). В ней изображены фигуры, данные по пояс, — новшество, введенное Кара ваджо.
2 Оригинал утрачен. Копия во Флоренции, частное собр.
3 Оригинал утрачен. Копия в Мессине, Национальный музей.
4 «Ужин в Эммаусе». Существует в двух вариантах. У Беллори и Сканелли разбирается картина, находящаяся в Милане в Брере. Второй вариант, отличающийся от миланского, находится в Лондоне (Национальная галерея), куда он попал из коллекции Шипионе Боргезе, где находился до 1798 г. Картины с изображением ужина в Эммаусе служили обычно украшением трапезных в монастырях, гостиницах и постоялых дворах. Караваджо изобразил Христа не преломляющим хлеб, как это было принято в ломбардской живописи XVI в., а, следуя художественной традиции венецианских мастеров Беллини, Тициана и Веронезе, — благословляющим его; этим символическим жестом Христос обнаруживает перед апостолами свою божественную сущность. Тем не менее в близком по отношению к зрителю расположении фигур, в передаче пространства, глубина которого обозначена ракурсом широко раскинутых рук апостола, — прием, повторяющийся у Караваджо неоднократно (см. «Обращение Савла»), в диагональном освещении, в пластической моделировке фигур Караваджо остается верным своим живописно-композиционным решениям. Замечание Беллори, что фрукты на столе изображены не по времени года (см. стр. 35), должно быть понято в том смысле, что это религиозное событие происходило вскоре после пасхи, то есть весной, а гранаты, фиги и виноград — осенние плоды. Написана вскоре после первого варианта картины «Св. Матфей и ангел».
5 «Св. Иероним». Рим, галерея Боргезе. Выполнен, вероятно, в 1605—1606 гг.
6 «Давид с головой Голиафа». Рим, галерея Боргезе. Написан в 1605—1606 гг. Второй вариант этой картины — в Вене (Музей истории искусства). Третий, с измененной композицией, — в Мадриде (Прадо).
7 «Портрет папы Павла V». Рим, галерея Боргезе. Написан в 1605 г.
8 Портреты кардинала Маффео Барберини существуют в нескольких вариантах: один — в галерее Корсини, другой — в частном собр. во Флоренции.
9 «Жертвоприношение Авраама». Флоренция, Уффици. Написано в 1590—1593 гг.
10 «Бичевание Христа». Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре. Одна из главных работ, выполненных в Неаполе. По композиции близка к картине «Бичевание Христа» Себастьяно дель Пьомбо в церкви Сан Пьетро ин Монторио в Риме. Датируется 1607 г. Второй вариант — в Руане (Музей изящных искусств).
11 «Воскресение Христа». Утрачено.
12 «Отречение св. Петра». Церковь св. Мартина в Неаполе. Не приписывается Караваджо.
13 «Семь Дел Милосердия». Неаполь, церковь Пио Монте делла Мизерикордиа. Упоминается у Беллори и Скарамучча. Написана в 1607 г. в Неаполе как главная алтарная картина для церкви, выстроенной в 1601 г., духовное братство которой посвятило себя делам милосердия, уходу за больными, помощи пилигримам и т. п. «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Мальта, Ла Валетта, собор Сан Джованни. Написана в конце 1608 г. на Мальте. Картина в плохой сохранности.
14 «Св. Иероним». Ла Валетта, собор Сан Джованни.
15 См. раздел II: принятие в Мальтийский орден и изгнание из него.
16 «Погребение св. Лючии». Сиракузы, церковь св. Лючии. Упоминается у Беллори. Картина в плохой сохранности. Написана, вероятно, в конце 1608 г. (после бегства Караваджо с Мальты) по заказу городского магистрата Сиракуз.
17 «Рождество Христово». Мессина, Национальный музей. Написано в 1609 г. Находится в плохой сохранности.
18 «Воскрешение Лазаря». Мессина, Национальный музей. Упоминается у Беллори. Картина написана в 1609 г. Ввиду того что она не во всем соответствует описанию Беллори, возникают сомнения в авторстве Караваджо, хотя общий композиционный замысел принадлежит несомненно ему самому.
19 «Поклонение младенцу со св. Франциском и Лаврентием». Палермо, часовня Сан Лоренцо. Написано в Палермо в 1609 г.
1 - 2 - 3
картины, творчество, Караваджо, живопись | картины, творчество, Караваджо, живопись | картины, творчество, Караваджо, живопись |