Меризи да Караваджо  
Главная > О Караваджо > О Караваджо > Джованни Бальоне > Церковная живопись. Плохой характер художника


Джованни Бальоне

1 - 2

В первой капелле церкви Сант Агостино по левую руку он изобразил с натуры Мадонну из Лорето с двумя паломниками: у старика ноги покрыты грязью, паломница — в грязном рваном чепце. За эти вольности, допущенные художником в высокой живописи, все его до крайности осуждали1.

В церкви Санта Мария дель Пополо, справа от главного алтаря на боковой стене капеллы синьоров Черази, написано его рукой «Распятие св. Петра», а напротив «Обращение Савла». Эти картины сначала были написаны им в другой манере, но так как заказчику они не понравились, их взял кардинал Саннезио; а Караваджо написал те, что и теперь можно там видеть; написал он их маслом, ибо в другой манере он не работал, именно она и принесла ему, как говорится, Удачу и Славу2.

В Кьеза Нуова во второй капелле по правую руку опять-таки маслом написан им мертвый Христос, которого собираются погребать, и еще несколько фигур; говорят, что это его лучшая работа3.

Он сделал также для собора св. Петра в Ватикане св. Анну с Мадонной; она держит у своих ног ребенка, который наступил ногой на голову змеи; работа была им выполнена по заказу папских конюших, но по приказу синьоров-кардиналов, хранителей здания, была удалена из собора и позже подарена кардиналу Шипионе Боргезе4.

Для церкви Мадонны делла Скала ин Трастевере написал он «Успение Богоматери», но ввиду того, что Мадонна была непристойно изображена отекшей и с голыми ногами, картину оттуда удалили. Ее купил герцог Мантуанский, он поместил ее в Мантуе в своей знаменитой галерее5.

Написал он Юдифь, отсекающую голову Олоферну, для синьоров Коста6, а также еще несколько картин для других лиц, но так как они для широкой публики недоступны, обойду их молчанием, а расскажу лучше кое-что о его нраве.

Микеланджело Америги был человеком насмешливым и высокомерным. Обычно он плохо отзывался о всех живописцах и прежних и нынешних, какими бы знаменитыми они ни были, ибо ему казалось, что он всех их превосходит. Иные, напротив, считали, что он загубил живопись, так как, следуя его примеру, многие молодые художники, рисуя, например, голову с натуры, не овладевали ни основами рисунка, ни тайнами ремесла, довольствовались одним колоритом, а посему не способны были ни изобразить группу из двух фигур, ни придумать сюжет, ибо не понимали сути сего благородного искусства.

В связи с чрезмерной живостью характера был Микеланджело немалым задирой: то, бывало, сам себе чуть шею не сломает, то другого смертельной опасности подвергнет. И водился он с такими же забияками. Раз как-то повздорил он с одним приличным молодым человеком, Рануччо Томассони, во время игры в мяч; вспыхнула ссора, пошло в ход оружие. Рануччо упал, Микеланджело сделал выпад и ранил его в бедро, после чего тот скончался. Всей компании пришлось бежать из Рима. Микеланджело уехал в Паллестрину. Там он написал св. Марию Магдалину. Оттуда он направился в Неаполь, где создал много работ.

Потом отправился на Мальту, где был представлен великому магистру и написал его портрет7. Это высокопоставленное лицо оценило его заслуги, повелело облачить Караваджо в мантию св. Иоанна и посвятило в рыцари ордена.. Однако и там Караваджо поссорился с каким-то законником, нанес ему какое-то оскорбление и был заключен в тюрьму, но под покровом ночи бежал на остров Сицилию, где написал кое-какие вещи в Палермо. Спасаясь от преследования, Микеланджело вынужден был вернуться в Неаполь, но враг все же настиг его и здесь и изуродовал ему лицо до неузнаваемости. Доведенный этой вендеттой до отчаяния, он, прихватив свое скудное имущество, сел на фелюгу и отправился в Рим, уповая на обещание кардинала Гонзага потолковать с папой Павлом V о его, Караваджо, прощении. Но на берегу его по ошибке схватили и посадили в тюрьму, где продержали двое суток, а когда отпустили, то фелюги уже не было. Разъяренный, метался он в отчаянии по берегу под палящим солнцем, надеясь увидеть далеко в море суденышко, на котором осталось все его имущество. Наконец, он добрался до жилья и 'слег с лихорадкой. Здесь, лишенный помощи, он через несколько дней скончался, умерев так же нелепо, как жил.

Не будь его кончина столь безвременной, Микеланджело Америги мог бы еще принести великую пользу искусству, своей живописью с натуры, несмотря на неумение свое отбирать для нее лишь хорошее и не изображать дурного. Тем не менее, славу он приобрел большую, и за его картины, изображавшие просто головы, платили дороже, нежели за иные сюжеты других художников. Вот что значит молва народная: она не глазами оценивает, а ушами смотрит. И портрет его вывешен в Академии.


1 «Мадонна ди Лорето», или «Мадонна с пилигримами». Рим, церковь Сант Агостино. Упоминается также у Манчини, Беллори, Сканелли, Пассери. Согласно документам, была заказана не ранее 1603 г. по завещанию синьора Кавалетти для украшения его капеллы. Относится к 1603—1606 гг. Интересно, что французский ученый Делюмо приводит эту картину как иллюстрацию к огромному притоку паломников в Рим в конце XVI в., которых привлекала не только широкая церковная пропаганда, но и религиозно-демократические идеи, развиваемые в неофициальной католической конгрегации, основанной Филиппо Нери. В этой массе пилигримов смешивались различные национальности, например, около шести тысяч французов ходили на поклонение в церковь Сан Луиджи деи Франчези, где находились картины Караваджо (см.: J. Delumeau Vie economique et social de Rome dans la seconde moitu du XVI siecle, Paris, 1957, p. 187.
2 «Распятие св. Петра» и «Обращение Савла» — парные картины, написанные Караваджо для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. Упоминаются также у Манчини, Беллори и Сканелли. Весьма вероятно, что художник написал два варианта первой и второй картины, сильно отличавшихся по композиции от существующих ныне и приобретенных в то время кардиналом Саннезио. В контракте от 1600 г. значится, что картины должны были быть написаны на кипарисных досках, тогда как картины в капеллле Черази написаны на холсте. Первый вариант «Обращения Савла» находится в собр. Одескальки-Бальби в Риме, однако ряд ученых сомневаются в принадлежности его кисти Караваджо. Вариант к «Распятию св. Петра» находится в Эрмитаже (Ленинград) и приписывается Лионелло Спада, ученику Караваджо (см. Каталог живописи Эрмитажа, т. 1, 1958, стр. 181).
3 «Положение во гроб». Рим, Ватиканская пинакотека. Также упоминается у Манчини, Беллори, Сканелли. Написана между 1602—1604 гг. Пьетро Виттриче, друг популярного духовного лица Филиппо Нери, решил заменить в своей капелле в Кьеза Нуова старую алтарную картину новой, которую он заказал Караваджо. Картина неоднократно копировалась.
4 «Мадонна с младенцем и св. Анной», или «Мадонна со змеей». Рим, галерея Боргезе. Упоминается также у Манчини и Беллори. История картины отличается сложностью. Известно, что она была написана по заказу Архиепископского братства св. Анны деи Палафреньери, которое было основано в середине XIV в. и имело свою отдельную капеллу, посвященную покровительнице этого братства — св. Анне. После перехода в другую церковь, "Sacrestia Vecchia", его члены снова посвятили один из алтарей св. Анне. Но картина Караваджо, написанная по их заказу в 1605 г., высотой более трех метров, не смогла поместиться на их алтарной стене и должна была быть перенесена в большую капеллу св. Иоанна Златоуста. К тому же заказчиков не удовлетворяло слишком реалистическое изображение младенца Христа. В том же году кардинал Шипионе Боргезе приобрел ее для своей коллекции в вилле Боргезе. Композиция, подобная «Мадонне со змеей» Караваджо, была изображена также на картине миланского художника Фиджино (церковь св. Антония в Милане, ранее в Риме), что заставляет думать о том, что Караваджо использовал в известной мере тот же иконографический мотив. В документе от 1606 г. читаем: «Из архива Архиепископского братства св. Анны деи Палафреньери: «Я, Микеланджело да Караваджо, доволен и удовлетворен картиной, которую я написал для конгрегации св. Анны (в чем честно подписываюсь 8 апреля 1606 года» (см.: Jacob Hess, Modelle e modelli del Caravaggio — "Commentari," Anno 4, Roma, 1554, pp. 271—289; далее будет указываться: Hess, p. ...).
5 «Успение Марии». Париж, Лувр. Упоминается также у Манчини, Фелибьена, Беллори. Написано в 1605—1606 гг. для капеллы Керубини в церкви (Нанта Мария делла Скала ин Трастевере, построенной в 1590 г. После удаления картины по требованию духовенства из церкви она была заменена другой картиной — «Успение Марии» кисти Карло Сарачени — одного из последователей Караваджо. По рекомендации Рубенса картина Караваджо была приобретена мантуанским герцогом. В 1627 г. ее купил Карл I Английский за 600 фунтов. После распродажи королевской коллекции картину приобрел знаменитый коллекционер, немецкий банкир Ябах, живший в Париже, который продал ее в 1671 г. Людовику XIV.
6 «Юдифь, отрубающая голову Олоферну». Рим, собр. Винченцо Коппи. Ранняя вещь Караваджо. Упоминается также у Беллори. Принадлежала генуэзскому патрицию Оттавио Коста.
7 «Портрет Алофа де Виньякура в латах». Париж, Лувр. 1608 г. (?) История этого портрета, на который ссылается Беллори, сам его не видевший, крайне запутанна. В мальтийском арсенале в настоящее время находится второй портрет де Виньякура, явно принадлежащий другой кисти. Но луврская картина тоже подвергается сомнению, и Лонги категорически отрицает за ней авторство Караваджо. Фридлендер, указывая на ее плохую сохранность, тем не менее не выражает столь же определенного мнения и сравнивает ее по композиции с «Портретом генерала дель Васто» кисти Тициана (Мадрид, Прадо) см.: W. Friedlaender, Caravaggio Studies, Princeton, 1955, pp. 219—221; далее будет указываться: Friedlaender, p. ...).

1 - 2


тина

1

картины, творчество, Караваджо, живопись




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.