Меризи да Караваджо  
Главная > О Караваджо > О Караваджо > Винченцо Кардуччо


Диалоги о живописи.

Шестой диалог о Караваджо.

Винченцо Кардуччо1

В наше время в течение понтификата папы Климента VIII возвысился в Риме Микеланджело Караваджо. Его новое блюдо приготовлен» с такими приправами, с таким ароматом, аппетитностью и вкусом, что он превзошел всех своими отборными, лакомыми кусками, а также своей распущенностью, столь великой, что я боюсь, что других, придерживавшихся своих истинных убеждений, может хватить удар, потому что большинство художников следуют за ним так, будто они умирают с голоду. При этом они не дают себе труда задуматься ни о пламенности его таланта, ни о том, могут ли они без подготовки переварить такую стремительную и неслыханную технику, ни о том, обладают ли они его смелостью в живописи.

Писал ли кто-либо и когда-либо с таким успехом, как это гениальное чудовище, почти без правил, почти без теории, без обучения, без обдумывания, исключительно властью своего гения, имея лишь перед собой натуру, которую он столь превосходно копировал? Я слышал от фанатика нашей профессии, что появление этого человека означает собой плохое знамение, разрушение и конец живописи, подобно тому как в конце света явится Антихрист, который будет делать вид, что он и есть истинный Христос; своими лживыми и непонятными нам чудесами и чудовищными деяниями он поведет за собой на вечные муки очень много людей, захваченных его деятельностью, которая будет казаться замечательной, хотя на самом деле будет фальшивой, обманчивой, лишенной истины и постоянства.

Итак, этот Антихрист с его ярким и внешним копированием натуры, с его превосходной техникой и живостью смог убедить такое количество разных людей в том, что его живопись хороша и что его теория и практика правильны, что они обернулись спиной к истинной манере увековечивания самих себя и к истинному знанию в этой области.


1 Винченцо Кардуччо (1578—1638). Флорентиец по происхождению, переехал в юном возрасте со старшим братом в Испанию по приглашению Филиппа II для украшения Эскориала. Воспитанный при испанском дворе, Кардуччо усвоил его суровые нравы, проникнутые идеями воинствующего католицизма, и те иррационально-религиозные взгляды, которые были присущи испанскому аристократическому обществу XVI—XVII вв. Его книга о живописи, впервые напечатанная в Мадриде в 1633 г., была выдержана в традиционной форме диалогов учителя с учеником и направлена против нового реалистического искусства и изучения натуры ("Dialogas de la pintura su defensa, origen, essencia, definition, modos, у diferencias", Madrid, 1865). «Диалог шестой» взят из кн.: El. Holt, A Documentary History of Art, vol. II, Princeton University Press, 1958, pp. 208—209. Пер. Н. Белоусовой.


картины, творчество, Караваджо, живопись

картины, творчество, Караваджо, живопись

Медуза. (Меризи да Караваджо)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело. Сайт художника.