«Из трактата о живописи».
Пьетро Берреттини да Кортона1
Дабы добиться в живописи хорошей манеры, надобно изучать или же копировать работы различных выдающихся художников, в колорите же следовать манере того живописца, которого признаешь наиболее соответствующим своему дарованию и который больше других по душе. Однако, как это, видно, было со многими и у многих, копирующий различные и многочисленные произведения, написанные в разных манерах, так запутывается в колорите, что вряд ли может достичь совершенства, ибо объединить в одной работе хорошие манеры, усмотренные по отдельности в разных, никому не дано. Если, к примеру, кто-нибудь пожелает в одной работе соединить манеру Микеланджело да Караваджо и манеру кавалера Джузеппе д'Арпино, добиться этого будет нелегко ввиду того, что у этих двух выдающихся художников совсем разные принципы письма.
Первый, то есть Микеланджело, писал, наблюдая природу, и достиг в этом такого совершенства, что работы его, например та, что выставлена в капелле св. Матфея в римской церкви Сан Луиджи деи Франчези, приводят в восхищение.
Второй же, то есть кавалер д'Арпино, достиг необычайных высот, следуя полету своего вдохновения и манере весьма изящной, а посему о нем можно говорить как о человеке своеобразия удивительного: о красоте и благородстве прекраснейшего его стиля свидетельствует, например, свод той же капеллы св. Матфея. Впрочем, наиболее ценные свои достоинства он раскрыл в изображении сцен баталий.
1 Пьетро Берретини да Кортона (1596—1669). Один из крупнейших мастеров декоративной живописи и архитектуры зрелого барокко в Италии. Автор «Трактата о живописи и скульптуре», написанного под анаграммой в сотрудничестве с отцом иезуитом Оттонелли (G. D. Ottonelli e P. da Cortona, Trattato della Pittura e Scultura, Firenze, 1652). Пер. А. И. Бенедиктова по публикации в журн. "Paragone", 1965.
Ратуша города Караваджо | Маленький больной Вакх. (Меризи да Караваджо) | Вакх. (Меризи да Караваджо) |